Московское время
  • -------------
  • :
  • --
  • :
  • --
 
 
 
 

    Алексино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

    Церковь
    Дата постройки: Между 1806 и 1813.
    Архитектор: .
    Адрес: .
    Проезд: .

модератор. 26 марта 2007

Богданов Александр Витальевич (cfif). 25 апреля 2007
    Церковь Рождества Богородицы.
    В своем первоначальном виде - характерный для рубежа 18-19 вв. памятник провинциальной архитектуры, в композиции и декоре сохранявший не только барочные, но и древнерусские приемы (пятиглавие). Вероятно, в 1810-е гг. к основному четверику были пристроены четырехколонные тосканские портики, завершенные фронтонами (ныне утрачены). Высокий трехсветный четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятиглавием с луковичными главами (центральный барабан - световой). Форма прямоугольного алтаря с более узкой полукруглой апсидой (ее восточная стена снаружи спрямлена) восходит к барокко. Низкая (как и алтарь — в уровень первого света четверика), чуть более широкая прямоугольная трапезная под двускатной кровлей с главкой имеет с запада суженный притвор и еще более узкий переход к ныне доминирующей в композиции высокой монументальной колокольне. Последняя состоит из трех массивных четвериков (нижний - с аттиковым полуярусом) и завершается граненой изогнутой кровлей с чашеобразной главкой на глухом барабанчике.
    Стены четверика разделены полным антаблементом на нижнюю - основную двусветную - часть и на односветный верхний ярус, окна которого, как и внизу, расположены в три оси, причем среднее вписано в рельефный полукруг. Этот декоративный мотив особенно эффектен на восточном и западном фасадах (здесь окна глухие) и перекликается с трехчастным окном, вписанным в рустованную арку в полуярусе колокольни. На всех фасадах над промежуточным антаблементом поднимаются пологие фронтоны. Проемы нижнего света (средние - дверные) завершены лучковыми фронтончиками. Стены алтаря и трапезной покрыты горизонтальным рустом, над окнами переходящим в клинчатый. Окна боковых фасадов притвора (по три с каждой стороны) объединены разорванным рельефным фронтоном со свесами. Арочные проемы колокольни фланкируются тосканскими полуколоннами, образующими портики: в нижнем ярусе - из двух пар полуколонн, поддерживающих фронтоны; в среднем - из четырех полуколонн (при этом крайние размещены на углах и превращены в трехчетвертные); в верхнем — из двух полуколонн с фронтоном. Стены полуяруса рустованы. Особенностью конструкции колокольни являются разгрузочные арки над проемами четвериков, выложенные в уровне аттиков.
    В интерьере четверика подчеркнуты вертикализм и цельность пространства: окна по осям объединены идущими от пола до свода глубокими нишами, расширяющимися внутрь храма; на узкие простенки наложены лопатки, переходящие вверху в распалубки основания сомкнутого свода. Трапезная перекрыта коробовыми сводами, опирающимися в середине на два столба (по оси север-юг); боковые пространства предназначены для приделов — в их восточных стенах имеются ниши. В притворе - поперечно ориентированный лотковый свод; в переходе - парусный; в нижнем ярусе колокольни - коробовый с продольной ориентацией. В толще очень мощных боковых устоев колокольни расположены подсобное помещение (в южном) и лестница ( в северном).
    На стенах и сводах сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., характерной для стенописей, выполненных в духе позднего академизма. В главном своде: "Вознесение" (северный лоток), "Воскресение" (южный), "Распятие" (восточный - над несохранившимся иконостасом); в простенках под верхними окнами написаны евангельские сцены, на лопатках — святые в рост, на западной стене - "Введение во храм" и "Покров", в конхе алтаря - "Спас на убрусе".

    Березин, Добронравов, 1898, с. 245—249; Токмаков, 1903, с. 28-33.
    Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 202-206.