Цвета сайта:
Размер шрифта:
Изображения
Выкл
Обычная версия сайта

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

155710, Ивановская область, поселок Савино, улица Первомайская, дом 22.

Тел.Факс.:(49356) 9-12-04

E-mail: info@mr-savino.ru

Алексино. Церковь Иоакима и Анны

    Алексино. Церковь Иоакима и Анны

    Церковь
    Дата постройки: Между 1808 и 1852.
    Архитектор: .
    Адрес: .
    Проезд: .

модератор. 26 марта 2007

Богданов Александр Витальевич (cfif). 25 апреля 2007
    Церковь Иоакима и Анны. Памятник архитектуры классицизма, сохраняющий барочные принципы композиции. Штукатурные обрамления окон в духе эклектики возникли, вероятно, при ремонтных работах 1863-71 гг. Цоколь облицован белым камнем, из него же выполнены базы полуколонн и горизонтальные членения более поздней трапезной. Основной четверик вытянут по оси север—юг. Венчающий его широкий световой восьмерик, несущий граненый купол с главкой на глухом восьмигранном барабане (в основании креста — крупное яблоко), расположен над средней частью четверика. К последнему примыкают трехчастный алтарь (в углах между удлиненной полукруглой апсидой и четвериком - небольшие квадратные помещения жертвенника и дьяконника), а также пониженная трапезная, соединенная узким переходом со стройной двухъярусной колокольней с промежуточным полуярусом и высоким шпилем.
    Боковые фасады четверика декорированы тосканскими портиками с четырьмя парами полуколонн и треугольными фронтонами. Восьмерик имеет в основании гладкий пояс, ограниченный карнизом; в верхней части поля его граней обработаны филенками с вписанными в них арочными окнами, углы охвачены пилястрами. Над аттиком, венчающим восьмерик, по центру каждой грани сделаны полукруглые фронтоны с имитирующими люкарны нишами. Основной мотив протяженных (в 7 осей окон) фасадов трапезной - пологие треугольные фронтоны над их средней частью, опирающиеся на пилястры; пилястры поставлены и на флангах фасада. Нижний ярус колокольни украшен крупными четырехколонными тосканскими портиками (колонны сдвоены на флангах). Линиям их пологих фронтонов вторят скаты карниза на полуярусе и завершения аттиков верхнего яруса. Общий вертикализм сооружения усиливают стрельчатые проемы полуяруса и очень высокие арки звона, фланкированные тосканскими полуколоннами. Просторность и легкость основной части интерьера усилены широкими арками с трех сторон (северной, южной и восточной) - на них восьмерик как бы "повисает" над пространством первого яруса. Переход к восьмерику выполнен последовательно: плоские треугольные паруса поддерживают небольшие участки вертикальной кладки, охваченные тромпами. Грани восьмерика постепенным напуском переходят в полусферический купол над ними. Штукатурные профили делят гладкую изнутри поверхность свода на восемь секторов (в соответствии с внешними гранями), нижние концы этих профилей соединены попарно, образуя рельефный крест. В трапезной три пары столбов расположены необычно: две смещены к западу, одна - к востоку. Столбы делят интерьер на три равных по ширине нефа: средний ведет в центральный объем, боковые служили приделами. Трапезная перекрыта системой лотковых и полулотковых сводов с распалубками. Арочные проходы в первом ярусе колокольни устроены с трех сторон; южная стена глухая, в ней размещена лестница к ярусу звона.
    Сохранились фрагменты масляной живописи кон. 19 в. в позднеакадемической манере. В куполе написаны архангелы, между тромпами - евангелисты (сохранился лишь в юго-западном тромпе). Над шелыгами северной и южной арок центрального объема изображены Петр и Павел (с севера) и Иаков и Андрей (с юга); на западной стене - "Сошествие Св. Духа", на северной в нижнем ярусе - "Вознесение", на южной - "Преображение". На своде алтаря помещена "Новозаветная Троица", в простенках - "Жертвоприношение Авраама", "Тайная вечеря", "Моление о чаше" и "Поклонение волхвов". В основании восьмерика и купола проходят гризайльные карнизы. В проемах сохранились ампирные решетки с веерными завершениями.

    Березин, Добронравов, 1898, с. 245—249; Токмаков, 1903, с. 28-33.
    Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 202-206.