Московское время
  • -------------
  • :
  • --
  • :
  • --
 
 
 
 


    Филяндино. Церковь Николая Чудотворца

    Церковь
    Дата постройки: Между 1794 и 1884.
    Архитектор: .
    Адрес: .
    Проезд: .
    Координаты: 56.51552,40.91335

модератор. 26 марта 2007

Богданов Александр Витальевич (cfif). 25 апреля 2007
    Церковь Николая Чудотворца сооружена на месте деревянного храма 1705 г. Во 2-й пол. 19 в. были разобраны своды четверика и изменен его верх. Первоначальная часть здания примечательна соединением древнерусских и барочных мотивов.
    В композиции главенствует высокая шатровая колокольня с квадратным основанием и восьмигранным ярусом звона на высоком глухом столпе аналогичной формы. Колокольня замыкает нанизанные на единую ось основные объемы: квадратные в плане трапезную и центральный четверик и удлиненный алтарь, имеющий форму полуэллипса. Первые два объема равны по площади, причем односветный главный четверик, завершенный поздней миниатюрной главкой, незначительно поднимается над примыкающими трапезной и алтарем. Пристроенный с севера придел во имя Флора и Лавра, полностью закрывший соответствующий фасад, очень близок по структуре первоначальной части и лишь немного уступает ей по площади. Стены четверика пересекает промежуточный карниз (ранее, видимо, венчающий), который отделяет первоначальную кладку от позднейшей (в верхней четверти объема). Смещение вертикалей рустованных пилястр в точке примыкания карниза трапезной, пояс ширинок под карнизом, квадратная ниша-киот в рамке и пара окон, сдвинутых с оси симметрии фасада, восходят к древнерусскому зодчеству. Ярче всего эти традиции воплотились в облике колокольни. Прямоугольные ниши и ширинки разных размеров и пропорций узорным ковром покрывают грани столба. Шатер прорезан двумя ярусами слухов (верхние - круглые). Наличники основного четверика и трапезной барочные, с необычной лучковой нишкой между перемычкой окна и сандриком-бровкой с дугообразным подвышением и плечиками. Те же формы, хотя и более жестко, повторены в наличниках северного придела. Его фасад, соответствующий центральному объему, увенчан тремя крупными килевидными кокошниками, имитирующими древнерусские закомары. Вход в храм и придел устроен через пристройку к северной стене колокольни. Нижний ярус последней перекрыт коробовым сводом с шелыгой по оси север-юг. В трапезной свод полулотковый; в четверике - коробовый с шелыгой по оси запад-восток. Алтарь перекрывает конха. В приделе эта схема повторяется.
    От первоначальной живописи 2-й пол. 19 в. сохранилась композиция "Первый Вселенский собор" в юго-восточной части свода, мало распространенная в стенописи этого времени. Роспись маслом в храме и приделе, выполненная в нач. 20 в., — типичный образец живописи в позднеакадемической манере. Поновлялась во 2-й пол. 20 в. В цветовой гамме преобладают светло-голубые, разбеленные розовые, вишневые тона. На сводах, в западных лотках и в конхах апсид размещены крупномасштабные композиции. Живопись на стенах расположена в один ярус. Иконографическая программа довольно разнообразна: сцены из Нового Завета и жития Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и св. Пантелеймона дополнены композициями из жития Серафима Саровского, редко встречающимися в монументальной живописи.
    Двухъярусные иконостасы в основном объеме и в приделе, относящиеся к кон. 19 - нач. 20 в., типичны для русского стиля. Они декорированы витыми колонками между иконами (того же времени), сквозной резьбой на царских вратах и накладной во фризах. Обрамления икон второго яруса решены в виде трехлопастных арок. В церкви сохранились две деревянные скульптуры "Распятия" 19 в.

    Березин, Добронравов, 1898, с. 214-216; Токмаков, 1903, с. 97.
    Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 229-234.

Юрий Красильников. 3 января 2008
    GPS координаты (WGS84) - # N56.51552, E40.91335